Нам свойственно обманывать себя: мы считаем себя уравновешенными и умными, а часто оказываемся импульсивными и иррациональными. Но это еще полбеды: мы даже не можем сделать правильный выбор, потому что руководствуемся не выгодой, а понятностью. Удивляет, правда?
Модель, разработанная профессором Дэниелом Канеманом из Принстонского университета, объясняет природу наших иррациональных поступков. В 2002 году ученый получил Нобелевскую премию за применение своей психологической методики в экономике, в частности, в исследовании формирования суждений и принятии решений в условиях неопределенности.
Скорее не значит лучше
Исследования профессора Канемана и его коллеги Амоса Тверски показали, что человеческое мышление словно раздвоено на системы. Первая, интуитивная и спонтанная, определяется как «быстрое мышление», вторая, сознательная и рациональная – как «медленное мышление».
Быстрое мышление – наш автопилот, который срабатывает мгновенно и отвечает за впечатления и чувства. Вместо этого медленное требует концентрации, ведь обеспечивает анализ и сложные сознательные решения.
Системы взаимодействуют, при этом скорая работает автоматически, а медленная находится в «режиме экономии энергии». Аналитическая система черпает материал для работы от поверхностной: впечатления, предчувствия, намерения – и если они ее удовлетворяют, то превращаются в убеждения и умышленные действия.
Конфликт в вашей голове
Иногда наши сознательные намерения и мгновенная реакция конфликтуют: это тоже дело двух систем мышления. Любому приходилось сдерживаться, чтобы не сболтнуть лишнего или заставляли себя просмотреть скучный отчет. Этот самоконтроль – заслуга медленного мышления.
Конфликта не удастся избежать, даже если захотите: быстрое мышление работает автоматически и не выключается при первой прихоти, так что ошибиться легко. При этом медленное мышление может просто не знать об ошибке, которую допускает быстрое, для такого отслеживания требуется специальное усилие.
И этому тоже объяснение: думать энергетически невыгодно, и мозг делает все, чтобы избежать этого затратного процесса. Именно поэтому мы склонны считать наиболее правдоподобный ответ правильным, даже если он таковым не является. Не будет же мозг лишний раз проверять это и тратить энергию, не правда ли? А если верите в какое-нибудь абсурдное утверждение, то и аргументам (даже очень странным) поверите тоже.
Почему мы глючим и как с этим жить
На самом деле, все не так плохо, как могло показаться: часто поспешные выводы оказываются правильными, а цена случайной ошибки не катастрофическая. Быстрое мышление экономит время и силы. Конечно, в незнакомой ситуации это может быть рискованно: ставки высоки, времени мало, ошибаться не желательно – так что в процесс вмешивается система медленного мышления и логика.
Но иногда медленное мышление чем-то занято, и ему некогда выяснять, правдива ли информация или нет. В такие моменты мы готовы поверить чему угодно. А к этому может еще и добавить «эффект ореола» – сильное первое впечатление, мешающее воспринимать другую информацию. Во избежание этого эффекта используйте независимые суждения и критическое мышление.
На совести быстрого мышления много того, что мы делаем неправильно, но и правильных поступков хватает. За корректность наших действий в нормальных условиях отвечает ассоциативная память: она мгновенно отличает неожиданные события, предлагает идею и автоматически находит объяснение происходящему.
Быстрое мышление эффективно обрабатывает информацию, но не подает никаких сигналов, если она неверна. Поэтому рациональной системе сложно отличить обоснованные ответы от необоснованных, и единственная возможность сделать это – притормозить и попытаться взглянуть на ситуацию по-другому.
Помните: одно мнение не должно становиться основой выбора. Так что будьте рассудительными и не забывайте подключать медленное мышление.