Золотые правила правильной реакции на критику

 

Критика — это неотъемлемая составляющая нашей жизни. Особенно часто мы сталкиваемся с ней в рабочем коллективе: коллега непрерывно критикует другого коллегу, руководитель критикует вас. Кто-то воспринимает такие слова слишком близко к сердцу, а другой вообще не обращает на них внимания. Но мало кто знает, как правильно реагировать на критику, чтобы не показаться равнодушным или не впасть в депрессию.

Психологи утверждают, что 90% людей неправильно реагируют на критические замечания. А как это сделать правильно?

Прежде всего, нужно выключить эмоции и понять, что критика бывает разной и способы реагирования на нее также различаются. Поэтому учимся, как действовать, когда вас критикуют. 

  • Если вы услышали критику в свой адрес, ни в коем случае нельзя молчать или игнорировать собеседника. Молчание сделает вас трусом в глазах оппонента. Игнорирование гарантирует еще больше проблем в будущем. Недосказанность и затаенная обида будут накапливаться пока не выльются в серьезный конфликт.

  • Задавайте вопросы и просите детализировать. Пусть ваш оппонент расскажет, что именно ему не понравилось. Вы узнаете причины неудовлетворенности и тогда вы или возьмете себе ценный урок и будете знать,как сделать лучше в следующий раз, или же поймете, что за критикой на самом деле стояли эмоции оппонента, а не ваши действия. Она является несправедливой, а потому не стоит вашего внимания.

  • Не бойтесь защищать свое мнение и плоды деятельности. Если вы уверены в своей правоте и считаете, что собеседник оценил вашу работу поверхностно, не бойтесь сказать ему об этом. Ваши аргументы должны быть серьезными и подкреплены примерами.

  • Если вас часто критикует один и тот же человек, задумайтесь над его мотивами. Возможно, ваш коллега постоянно выискивает у вас недостатки только потому, что хочет снизить вашу самооценку или занять вашу должность. На такую ​​критику лучшей реакцией будет согласие со всеми претензиями, приправленное улыбкой. Таким образом вы обезоружите вашего оппонента, ведь он поймет, что не может вас ничем задеть. Также минимизировать критику коллег в таком случае можно, обернув все названные недостатки на собственные предпочтения.

  • Правило «Лучшая защита — это нападение» не действует, когда речь идет о критике. Если в ответ на замечания вы начнете контратаковать оппонента похожими аргументами или вспоминать его ошибки, то ваш разговор очень быстро может закончиться конфликтом, из которого трудно будет найти выход.

  • Если вы действительно понимаете свою ошибку и согласны с собеседником, не бойтесь, что покажетесь слабой личностью, признав это. Честно скажите: «Да, вы правы. Это моя вина». Каждая ошибка служит нам ценным опытом и признание ее сделает вас еще более осведомленным.

  • Во время разговора с оппонентом помните о тоне вашего голоса. Он должен быть спокойным и доброжелательным. Даже признание своей вины агрессивным или ехидным тоном может отправить ваш разговор совсем в другое русло.

  • Ваш ответ не должен быть слишком длинным. Начинайте со слова «Да» и добавьте еще несколько. Не стоит говорить «но» и пытаться оправдаться, ведь это создаст о вас впечатление незрелой личности.

  • Если говорить о вашей внутренней реакции на критику, то главное здесь не думать, что одна ошибка сделает из вас хронического неудачника. Не воспринимайте все слова слишком близко к сердцу. Помните, что они могли быть сказании в состоянии эмоционального напряжения и не несут никакой информационной нагрузки. Постарайтесь избавиться так называемого комплекса отличника: вы не должны быть идеальным, и вам, как и остальным людям, свойственно ошибаться.

  • Когда вас критикуют, не падайте духом, реагируйте правильно и ищите плюсы, ведь конструктивная критика может быть даже полезной для вас. Главное — помните: не критикуют только того, кто ничего не делает.

    Источник