Человек редко проживает одну эмоцию в чистом виде. Например, вину часто проживают вместе со стыдом или страхом (осуждения или наказания). Чувство вины не заложено природой, оно возникло в результате эволюции, социализации людей. Чувствовать вину человек начинает в детстве (в семье, школе), это является одним из способов урегулирования отношений.
Чувство вины возникает, когда мы верим или осознаем, что нарушили собственные стандарты поведения или общечеловеческие моральные и несем за это нарушение ответственность. Но сложность в том, что эти социальные стандарты нигде не прописаны. Они существуют только у нас в голове, как следствие воспитания в семье с конкретными правилами и традициями или иного накопленного жизненного опыта. Поэтому, чувствуя вину, человек нарушает свое правило, которое для другого человека может быть даже неизвестным.
Рекомендация № 1. Как можно чаще используйте в жизни аксиому эмоционального интеллекта:
Я несу 100% ответственность только за свои эмоции, намерения и решения. И не несу никакой ответственности за эмоции, намерения, решения, чувства и поступки других людей.
Иначе говоря, если человек избрал чувствовать вину по вас, то ее ничто не остановит, даже если у вас такого намерения не было. Чувство вины имеет целью наказание за уклонение человеком в своем поведении и мышлении ожиданий других.
Рекомендация № 2. Чтобы не чувствовать вину, достаточно прекратить наказывать себя внутренне, а реально нести ответственность в случае нарушения.
Например, за нарушение закона — оплатите штраф; за опоздание на встречу — предложите оплатить коллеге / партнеру такси. Нужно не загладить вину, а нести ответственность!
Чувство вины и работа
Чувство вины — одно из самых сильных чувств, которое управляет нашим поведением в межличностных отношениях, во многом корректируя их. Это манипулятивное, даже рекетное чувство. Что касается рабочих моментов, то компании часто прописывают определенные правила корпоративной культуры, поэтому важно их знать или же сразу прояснять в общении, чтобы не доводить до чувства вины.
Например, сотрудник четко связывает свои успехи на работе с доброжелательностью к себе шефа, чувствуя ответственность за его здоровье и настроение. Или же сотрудник чувствует вину за то, что не работает в выходные, как его коллеги — профессионалы, которые бесплатно выполняют задачи вне основной работой.
Помните, шеф к вам доброжелательный, потому что вы выполняете свою работу тщательно и своевременно, что влияет на общий результат компании, а не потому что вы чувствуете себя виновным за опоздание на работу.
Как проработать чувство вины
Вина — токсическое чувство для любого человека, регулирующего отношения скорее манипуляциями, чем экологично. Невозможно манипулировать человеком, проработавшего свое чувство вины.
Виды вины:
Рациональная вина : нарушили — понесли ответственность.
Например, неудачно спланировали маршрут и опоздали на встречу. Что нужно делать?
Осознать, что нанесли ущерб другому человеку. Времени на вашу встречу осталось меньше и она пройдет непродуктивно.
Взять на себя ответственность за это. Нужно более удачно составлять маршруты, выезжать раньше, ведь вы нарушаете границы другого человека, задерживая на следующую встречу.
Исправить положение (результат), насколько это реально возможно. Предложить подвезти на следующую встречу и по дороге иметь дополнительно время, чтобы обсудить ваш вопрос.
Иррациональная вина — вашей ответственности здесь нет, вами манипулируют.
Например, хороший сотрудник должен поработать после работы несколько часов на благо компании бесплатно.
Четко сформулируйте с чем связана вина. Например, вы не работаете в нерабочее время без оплаты за это и одновременно адекватно оцениваете количество часов в свои потенциальные рабочие задачи.
Признайте, что это не ваша зона ответственности. Социальный стандарт «должен» только в голове того, кто использует такую нездоровую манипуляцию.
Признайте, что никакого «возмещение» здесь не может и не должно быть. Скажите об этом прямо.
Ваше самопрощение, освобождение от чувства вины может принести пользу другим, помогая стать лучшим коллегой, более внимательным другом, способным лучше слушать других, быть более эмпатичным человеком и тому подобное. Возможно, вы будете менее эгоцентричным и более заинтересованным в других, станете менее нуждающимся в неэкологичноми внимани к себе и станете тем, кто отдает.